О выгорании 🖖

На самом деле, очень много ресурсов и авторов писало о выгорании людей в IT. Чаще всего это относится к разработчикам, которые многие годы идут к поставленным целям, достигают их и попадают на ровный участок жизни без явной активности и профессионального роста. Вообще давно хочу рассказать что-то интересное из своей головы, вот подошло это время. попробую рассказать про мысли, ощущения и реальность.

У меня нет многолетнего опыта разработки (да и вообще по сути я не программист), но есть опыт со стороны, мнения людей из профессии и вообще собственное мнение о том как люди выгорают в IT и с чем собственно сталкиваются.

Опыт (оценка и реальность)
Активная фаза IT началась не с гигантов Яндекс, Rambler, Mail, Aport и так далее, а немного позже, где-то с 00-х годов 21 века. именно тогда активно раз комента стали формироваться продуктовые команды, внутренние команды разработки и всё такое в компаниях больших и поменьше. На фрилансе люди набивали  раций, что в последствии использовали в жизни и работе. Так же это хорошо сыграло на руку людям которые понимали что  в будущем им потребуется хорошее «портфолио» заказчиков. Да, именно заказчиков, а не работ и именно положительное мнение о от них, так как нетворкинг всё больше проникал в жизнь. Шли года, времена переваливали за активную фазу становления 2010+ и люди начинали расти не только в объеме и качестве заказчиков, но и в опыте стабильной работы по ТК, росте ЗП, знаниях, должности и понимания чего они хотят дальше.

Стандартная градация в IT сфере на джуниор, мидл, сеньор разработчиков, продакт оунер, продакт менеджер и прожект менеджер успешно вошли в обиход сленга специалистов и HR. Всё это начало немного губить не самое подготовленное российское IT сообщество в плане восприятия мира. Специалисты стали шаблонными, они понимали что от них требуется и чего делать не надо. Субординации и привилегии стали обыденным в бизнесе, а косты либо равняются везде, либо повышаются для найма еще большего количества сотрудников. Так вот на фоне этого, человек дошедший в своей голове и вероятно в работе до какой-то значимой для себя цели начинает выгорать. Он теряет цель и теряет вкус к тому чтобы развиваться или работать с мелкими проектами за меньшие деньги. Всё это он называет «мой опыт» и это не позволяет ему мобилизоваться и покинуть зону своего комфорта обыденного рабочего дня. Есть конечно желюди которые всегда живут активно или выбирают эмиграцию для того чтобы снова пойти на более низкий уровень и снова ощутить вкус драйва достижения цели, но таких людей мало.

 ЗП (Заработная плата)
С ростом IT в России, росли и денежные запросы сотрудников, соответственно с ними росли и денежные предложения. Сейчас я очень много слышу от разных HR, что человек отучившись на курсах или закончив институт, решает что он специалист с дипломом и его ЗП должна начинаться от 150 000 рублей (сейчас больше про Москву), хотя уровень знаний дотягивает ну например на 80 000. Как оценивать людей в деньгах? Надо исходить из опыта и амбиций. Чаще люди способные к росту и желающие его, согласны идти на вырост в разные небольшие стартапы, а дальше переходят в большие компании имея уже какой-то опыт на практике. Они уже разумно оценивают свои потребности, свои возможности и возможности компании куда идут. Если вы хотите научиться оценивать сотрудника по деньгам (первое) и опыту (второе), то надо смотреть что же он делал до прихода к вам и чего добилась компания, если конечно же в достижении целей его труд был не самым последним или хотя бы где-то в середине. Но всё это ничто по сравнению с большим кадровым «пылесосом» со стороны трех больших компаний. Это конечно же — Яндекс, Mail и Сбербанк.

Эти три компании очень активно подогрели рынок по поиску кандидатов, причем берут всех, почти всех. Уровень ЗП при этом не соизмерим со способностями кандидатов, а лишь направлен на развитие внутри компании специалистов и повышение лояльности в компании. Я ни разу не хочу оскорбить руководство или ребят/девчат кто идет в такие компании работать на высокие косты, но лично для меня это сложные организационные структуры, способные менять свои планы по проекту каждый квартал, тем самым демотивировать сотрудников. И вот представьте себе ситуацию , что сотрудник получил достаточно много опыта и поработал над разными проектами. Он решил идти дальше, начинает поиск работы (тут больше не про разработчика) и сталкивается с тем, что весь мир — это не его бывшая компания, везде свои прspосты. И у него наступает грустный период.

Поиск работы
Не однократно сталкивался с тем что после длительных периодов работы над одним проектом, человек дальше идет писать пост в ФБ, мониторить HH или читает LinkedIn и там на всё откликается. Сейчас кстати речь не о разработчиках. Они для меня уникальные люди способные сутками пистаь код, вглядываясь в монитор и понимать что происходит. Этих людей я уважаю за то, что мысли они могут реализовать в проект, но не сильно доверяю им принятие продуктовых решений. 

Так вот, что там про поиски. Куча собеседований в удачном случае, несколько оферов и раздумья. Обновление резюме на НН и мониторинг сайтов на предмет заветной вакансии схожей с его специальностью. Давайте подумаем кто же сейчас не самый востребованный на рынке. Хотя что тут думать, ребята в статье на VC  уже показали свой анализ. Сюда я только размещу скриншот.


Как видно из него, сейчас работодатели оценивают больше потребности и стоимости технических специалистов, ведь все остальные как раз таки не IT-специалисты. К ним относятся продакты, проджекты, маркетологи, сммщики, копирайтеры и всё вот это на что в свое время был нацелен рынок, ведь у всех была нужда реально продумать проект и максимально качественно его реализовать и дальше продвигать. Что я вижу сейчас? Ребята занявшие какие-то позиции (я кстати рад за них) остаются на своих позициях или растут, основываются на своем опыте и считаются профи высшего уровня. По большей части так оно и есть. Им правда часто сложно найти другую работу. Но ладно, скилы и зп это одно дело, другое дело как у нас на рынке работают HR. Тут по большей части всё гурстно. Чем больше компания и чем  больше у нее амбиций тем чаще HR становится на тебя абсолютно без разницы, если ты ему не понравился, будь ты трижды профи. Это первый уровень отбора и там чаще всего сидят люди которые понимают только то, как разместить вакансию и заполнять отчеты. Среди HR есть исключения!

А теперь сопли
Если вы смогли дочитать до этого момента. Я вас поздравляю. Там был поток мыслей который сложно сформулировтаь в небольшом тексте, а большой текст — это скучно. И вот теперь просто основная мысль всего этого поста:

1. Если вы решили быть продактом, маркетологом, дизайнером. Помните, таких как вы по мнению топов и людей как грязи. генерировать идеи, рисовать картинки и писать постики в социалки может каждый. Вам предстоит показать не бывалый профессионализм и желание работать в компании куда вы идёте собеседоваться. Вам потребуется доказать что вы тот самый и тот единственный, чтобы вы начали делать продукт лучше.

2. Если вы перфекционист и для вас задачи и команда прежде всего, будьте готовы что это мало кто будет ценить, потому что продукты делаются ради денег. Ради их привлечения и заработка. Именно отсюда и растёт ваше ЗП. Значит вы должны понимать что пришедшие в компанию деньги с вашей помощью — это ЗП вам и вашим коллегам.

3. Никогда не говорите потенциальному работодателю что его продукт гавно и не рассказывайте почему. Я часто сталкиваюсь с людьми которые счуть крут и там делов-то всего ничего. Но  в жизни оказывается что продукт делался быстро, никто не думал о масштабировании  даже не хочет об этом думать, потому что главноезапуститься, а там дальше ок. Правда руководство не всегда хочет понимать что внести изменения сейчас не отнимет много времени у разработки, не повлияет на запуск, но будет экономически выгодно, чем заняться этим потом.

Вообще что-то получается поток мысли снова, но давайте финализируем на примере того что я делаю не так. Мой личный опыт на пути к выгоранию:

1. Всегда провожу анализ продукта и всё выписываю, чтобы потом предоставить потенциальному работодателю. Это круто, это профессионально, это бесплатный анализ компании. Обычно после этого, тебя начинают считать надменным типом с большими амбициями. еще работодатель боится что  проанализировав плюсы и минусы за короткий срок (сторонний взгляд) может захотеться всэ переделать, а это время и деньги. В общем вы будете мудаком не уважающим работу других.

2. Всегда помогаю просто так советами, мнением, фидбэком. Этим начинают пользоваться почти все. Каждый раз я себе говорю СТОП. Но каждый раз делаю всё также. Надо помочь, окей. В итоге продукты чаще всего получают профит и продуктовый и финансовый, а ты получаешь шиш.

3. Всегда не ценю свою работу выше чем она может стоить у меня в голове. Предположим такие же люди с таким же опытом, могут получать ЗП от 400-500 тыс.рублей. А я вот не могу. Вероятно я так себя воспитал.

4. Всегда глядя на что-то, я стараюсь понять как это работает и как это улучшить. Тут же вылазят куча разных ошибок, проблем, недоработок. Меня просят их описать. Если это друзья или знакомые — ок, я делаю это и делаю бесплатно. Если компании, то обычно отвечаю «у вас есть для этого люди которым платят». Передаю привет специалистам сидящим ровно на жопе и ничего не старающиеся развивать.

5. Я странный. Мне сложно найти работу, но вообще я ищу то место, где моё мнение будет не самым решающим, но одно из ключевых, потому что я люблю делать хорошие продукты 🙂

Финалочка
Или я такой, или рынок такой, но я не вижу большого желания и возможности уехать за бугор и работать там, а еще найти компанию в которой мне бы было комфортно работать так же как это было в Aviasales. И да, Aviasales, не смотря на то, что ты обновился почти весь, забыл обо мне, я всё равно тебя люблю.

PS. Возможно, когда-то я научусь писать правильно.

Leave A Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *