Стартап века

Мир последние несколько лет активно начал обсуждать и ударяться в стартапы. Все хотят сделать продукт, получить инвестиции, продать его большой компании сделать экзит, да такой, чтобы потом пару лет ни о чем не думать, а только о том, чтобы еще сделать чтобы уже лет 10 ничего не думать, чтобы все отправляли запросы в фейсбук или линкедын, спрашивали советов и тэгали в каждом посте как авторитетного человека.

В принципе в этом ничего плохого то и нет, деньги стали давно, одним из основных факторов существования человека на белом свете. Если денег у тебя нет, то отношение социума к тебе либо отрицательное, либо жалостливое. Многие кого я знаю, пилят свои бизнесы (читай тот же стартап) с инвесторами, на свои деньги, на кредитные из банка или от папиков, мамиков, дедушек и корешей. У кого-то это получается вполне нормально, у кого-то не получается, но все понимают то, на что учились как говориться в простонародье.

Пару раз я задумывался о том, чтобы начать делать что-то интересное, полезное людям, полезное лично мне и друзьям, чтобы этим все пользовались и был почет, респект и уважуха. О финансовом благополучии я всегда думал в последний момент, наверно поэтому у меня и нет стартапа, но есть на мой взгляд, трезвая оценка со стороны всего происходящего вокруг этого интересного слова паразита.

Не буду говорить, что я супер-профи в этом деле, но свою точку зрения считаю более менее «трезвой».

Итак. Что такое стартап?
Стартап — это компания, созданная для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели. Воспроизводимость — это возможность многократно продать полученное решение; Масштабируемость — возможность существенного роста проекта.

Так мне говорит гугл, наверное он прав. Но со временем это понятие изменилось до «создать — продать — радоваться».

Итак, если вы решили сделать стартап, то думайте не как я, а как положено в бизнесе:

1. Какую финансовую пользу он принесет тебе или инвестору?

Я конечно думаю об этом в последней очереди, но по уму, любой человек из бизнеса сразу спросит вас «что с монетизацией?», «на чем будешь зарабатывать?», «когда окупится и будет прибыль?». Ничего удивительно, ведь продукт с грамотным планом по продажам/окупаемости может иметь отвратительный и неудобный интерфейс, иметь всего 2 цвета в дизайне, но решать вопросы и быть востребованным намного круче, супер крутого навороченного решения. Продукт прежде всего должен приносить деньги, так как вы тратите деньги для его запуска.

Сложно сразу на уровне идеи рассчитать как будет работать стартап чтобы быть прибыльным и на сколько растянется период «до прибыльности». Но ведь никто не отменял фантазию, почти все бизнес-стартапы имеют расчеты «пальцем в небо», после поверхностного или даже глубокого изучения рынка.

Так кстати одна моя идея и не взлетела, даже не вышла дальше написанных букв в документе, ввиду отсутствия внятных способов монетизации и оценки прибыли. Так получилось, что тыкать «пальцем в небо» я не люблю, да и оценивать идею как финансовый продукт — это надо иметь отличные навыки.

Например если вы захотите стать вторым Durex, то можно посчитать в интернетах их продажи, рекламные кампании, всё это спроецировать на свой продукт и через год «стать королём». Но увы только на бумаге для инвестора или лично для себя. Большая часть инвесторов, понимает конъюнктуру рынка и знает что через год вы не станете Durex, ведь в их латексе уже не первый год тестируется физика на практике, а ваш продукт, будет еще одни решением, но не еще одни качественным продуктом, а будет ли он востребованным никто сказать сразу и не сможет.

2. Чем будет полезен ваш продукт/сервис и чем он лучше конкурентов?

— Да он вааааще будет огонь!!!!
— Его полюбят миллионы!!!!
— Его будут знать все!!!!

Неплохой способ тренировки своего питча у зеркала и поднятия своего ЧСВ. В 93% случаев, стартап будет таким как все и только грамотная помощь маркетолога/продакта/инвестора сможет вам помочь сделать его узнаваемым и у всех на слуху. Всё что вы будете делать вместе с командой — лично ваш драйв, в который вкладываются деньги и который драйвит пока вы запускаете продукт, а дальше при отсутствии «двигателя торговли», в реалии правильных мозгов и хороших инвестиций в маркетинг, вы станете еще одним выживающим стартапом. Не спорю, есть исключения, но такие исключения ныне на вес золота.

Не думайте, что придумав в голове стартап, он будет полезен всем. Всегда будут скептики, которые скажут «чо за гавно?» и будут правы, нельзя всегда считать свой продукт конфеткой, даже если все вокруг говорят что он очень крутой. Всегда есть что сделать лучше, где найти проблему и как решить другие потребности.

Ваш продукт — это еще один продукт, если он не обладает хорошим UX, правильные мозги и адекватные инвестиции. Мозги вам помогут вернуть все инвестиции и заработать. Мозги — это всегда важнее всего.

3. Зачем тебе инвестиции, делай за свои деньги! Возьми Кредит!

Слышал много таких вот высказываний и историй, как люди продали, дома квартиры, брали кредиты, создавали продукты, горели всем сердцем, но перегорали. Лично мой опыт был таким:

Денег не было на то, чтобы нанять людей и собрать команду для реализации идеи. Знакомые предлагали помочь просто так, а потом решим что да как. Но нет, я оценивал их время и ценил их труд, узнавал сколько бы они хотели иметь ЗП в месяц, сколько бы у них времени заняло на реализацию того или иного функционала. Составил полностью бюджет, сроки реализации и понял что увы и ах, даже если я продам пару своих почек, отдам волосы с головы нуждающимся, то всё равно идея дойдет до уровня MVP и дальше без помощи и вложений останется MVP без аудитории и команды. В общем то, даже если средне статистический человек-стартапер возьмет кредит под всё что у него есть, это может быть например 10 000 000 рублей под конские проценты и не факт что этих денег хватит на то, чтобы хотя бы дойти до публикации в профильном СМИ. А потом он просто «сгорает» и начинает жить серой жизнью, среди всех нас обычных и тихо ненавидеть себя за то, что рискнул всем.
В случае когда человек понимает, что собственных сил и денег ему не хватит, он начинает задумываться об инвестициях из вне.

А вот тут многие прокалываются. 60% всех стартапов начинают свое существование с поиска инвестора, без каких либо планов развития, бюджетов и сроков окупаемости. Остальные 35% начинают пилить MVP и ищут инвестора с красивыми презентациями, хорошо нарисованными цифрами в таблицах и мнением что они будут правы, ведь их «палец в небе» делает безошибочные тыки. И только 5% идут по маршруту — сдать всё в залог/взять кредит/потратить все накопления.

Не хочу привязывать здесь ребят, которые вышли из больших компаний или у которых достаточно денежная родня, способная поверить в родственника как в стартапера и дать денег. Это уже отдельные случаи, которые лично для меня не являются стартапами. Такие продукты являются хобби человеком, либо желанием стать «взрослым». Я не разжигаю, это просто моё мнение, но я не отношусь негативно к таким людям. За них можно только порадоваться.

4. Кто ты такой и почему тебе нужны деньги?

— Я могу укусить себя за локоть
— Я продам тебе даже ручку без пасты
— Эта пожеванная резинка была приклеена к столу Джобса, значит это его жвачка

Люди способные убедить вас в чем угодно и говорящие что они стартаперы — это отличные продажники, в них можно вкладывать до бесконечности, ведь каждый пропущенный дедлайн для них, это еще один повод дать вам понять, насколько продукт будет крут чем если бы его запустили в срок и что надо поощрить всех и в основном его, за то, что он так крутится вертится.

Но таких «продавцом» не так много на рынке и основные инвестиции, если они инвестиции и есть, приходят в стартапы потому, что инвесторы, не те что друзья или родня, а те что действительно заслуженные, приходят от людей, которые видят перспективу, даже если вы не видите её. Это их жизнь, они как брокеры на бирже, но им больше нравится побеждать, поэтому они и выбирают стартапы-единицы из сотен.

Слишком длинно получилось и нить почти потеряна, но в общем-то я не стартапер, а просто рассуждаю, поэтому вот мои выводы по стартапу:
— Сможет ли он приносить прибыль
— Будет ли он полезен как продукт конкурентов хотя бы на 80%
— Будь готов что если не можешь вложить сам, вложат за тебя, но готовься что будешь делиться
— Всегда обсуждай всё и думай на перед,: прежде всего за то, что деньги не полетят в трубу

Ну и главное — это хорошая команда.

Поделиться
Отправить
Запинить
Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное