Немного о билетах

Нет, я не буду раскрывать тайны той или иной компании, которая участвует в продаже авиабилетов на российском рынке. Просто хочется сделать заметку с описанием разных функций и терминов в этом направлении рынка. Сначала я «покапитаню».

Мета-поисковик
Как рассказывает нам википедия, мета-поисковая система (мета-поисковая машина) — это поисковая система, которая в отличие от классических поисковых машин не имеет собственной базы данных и собственного поискового индекса, а формирует поисковую выдачу за счет смешивания и ранжирования результатов поиска других поисковых систем.

В принципе, всё и так понятно. Метапоисковик билетов — это некий сервис, который показывает варианты перелётов и их цены задавая параметры поиска на разных сайтах. Например, Aviasales при запросе «Москва — Санкт-Петербург на 29 декабря 2015 года» отправит ваш запрос на 200+ сайтов (сервисов) и получает разные цены, правильно расставляя результаты в своей выдаче так, чтобы они начинались с самых дешевых и дальше по мере скрола увеличивались в цене. Это очень кропотливая работа команды, которая каждый день следит за тем, чтобы лучшая цена всегда нашлась.

Как только пользователь определился с билетом и кликнет по кнопке “купить” он попадает на сайт “агента” (сервиса), который передал ему в ответе на запрос приглянувшуюся вам цену. Там вы спокойненько оформляете билет, указываете данные, вводите свою карту и получаете бронирование с билетом на будущий перелёт.

Aviasales не единственный мета-поисковик на рынке. У него, разумеется, есть сильные конкуренты на подобии Skyscanner. Но на самом деле, подобных сервисов гораздо больше и принцип их работы тот же.

Что примечательно, когда люди каждый день слышат и используют приложения и сервисы от Aviasales они интуитивно вбивают себе в голову “я купил (а) билет на авиасейлс”. В результате, очень часто сотрудники таких сервисов в социальных сетях и жизни на вопросы и предложения по типу:
— а через тебя можно скидку сделать?
— а почему вы так часто меняете цену?
— а почему у вас дорого?
— я нашел и купил билеты на ….
вы вынуждены повторять постоянно “мы — ищем билеты, мы их не продаем”. Но что ж поделать, такова психология человека и побочный эффект маркетинга. К этому надо быть готовым всегда и не отвечать фразами “иди *, мы тебе ничего не продавали, а только показали цену. Все претензии вот к ним *******”.

Мета-поисковик не устанавливает свои проценты на билеты (и не накручивает цены) ради выгоды, его основной заработок это:
— реклама на своих сервисах;
— кросс-промо с другими компаниями;
— партнерские сети.

Кто же продает билеты?
Продавать билеты могут либо Авиакомпании, либо Консолидаторы.

Авиакомпании.

Эти ребята почти всегда имею свои сайты с формами бронирования и покупки билетов “не отходя от кассы”. Это очень удобно и очень практично для пользователя, ведь покупая билеты напрямую на сайте авиакомпании он может выдвинуть претензии напрямую к ней, без различных посредников. Это и плюс и минус, так как не все пользователи читают описание выбранного ими билета, которое состоит не только из информации о перелёте, но так же состоит из требований по перелёту. Например, нормы провоза багажа и животных, варианты обмена или возврата билета.

Разумеется у авиакомпаний есть хорошая прибыль на своих сайтах, но они прекрасно понимают, что поток покупателей не может быть просто так, ведь в это надо вкладывать деньги на рекламу, маркетинг, закупку трафика и etc. Поэтому, предпочтительный метод для них — отдавать наличие мест и тарифы различным метапоисковикам и консолидаторам.

Консолидаторы.

Это не поисковая система и даже не всякая система бронирования авиабилетов. Если в общем-то консолидатор — это оптовый закупщик авиабилетов напрямую у авиакомпании, такое преимущество достается только организациям, аккредитованным в Международной ассоциации воздушного транспорта IATA.
Преимущество консолидаторов в том, что они закупают авиабилеты по специальным тарифам. При этом, консолидаторы могут продавать авиабилеты не только отдельным пассажирам, но и туристическим агентствам, и даже системам бронирования авиабилетов, и другим посредникам, например метапоисковикам. Часто, цены у консолидаторов оказываются даже ниже, чем в рамках акций авиакомпаний, но не всегда конечно, ведь компании пытаются адаптироваться под рынок и текущие ситуации в мире.
В России основными игроками на рынке консолидаторов являются ГК «АВИА Центр» и Холдинг “Випсервис”. Оба они направлены на развитие своих b2b продуктов. У одного из них точно есть уже отдельный проект со своей командой (Aviakassa), который работает со многими метапоисковиками и агентствами, и также активно развивается в b2C направлении. Есть еще ряд консолидаторов, но о них многие не знают, да и знать за частую незачем, так как основное их направление b2b.

Есть и международные консолидаторы (взято с сайта авиа-гид.рф):

http://www.expedia.com/— безусловно, самый известный международный сервис поиска и бронирования авиабилетов;
http://www.orbitz.com/— не менее популярная система, предлагает авиабилеты из Канады и США в страны Африки, Азии, Центральной и Южной Америк, Европы, южной части Тихого океана и Индийского субконтинента (около 50 авиакомпаний);
http://www.centrav.com/— компания, созданная в 1998 году для обслуживания турагентств;
http://www.1800flyeurope.com/— работает с 1995 года, предлагает авиабилеты из США в Европу;
http://www.airfare.com/— работает с 1979 года, сотрудничает примерно с 700 авиакомпаниями;
http://www.airfareplanet.com/— обслуживает примерно 500 направлений, НО — предлагает авиабилеты только с вылетом из США;
http://www.airtreks.com/— работает с 1987 года, на сайте есть отличный сервис планирования перелета;
http://www.bargaintravel.com/— предлагают авиабилеты из США и Канады в Азию, Европу, Австралию, Южную и Центральную Америки;
http://www.economytravel.com/— весьма любопытный консолидатор авиабилетов, работает с 1988 года; Предлагает авиабилеты для миссионерских, групповых и просто поездок между странами Азии, Африки, Европы, Ближнего Востока, а также в/из Южной и Центральной Америк;
http://www.globester.com/— сотрудничает с 35 авиакомпаниями, предлагает дешевые авиабилеты в Азию, Европу, Латинскую Америку, Ближний Восток, Африку и Австралию;
https://tfitours.com/— работает с 1981 года, специализируется на перелетах внутри Африки.
Для студентов особенно интересными будут следующие консолидаторы:
http://www.statravel.com/— специализируется именно на поиске молодежных и студенческих тарифов;
http://www.studentuniverse.com/— также специализируется на авиабилетах специально для студентов, сотрудничает в том числе и с российскими авиакомпаниями;
Также стоит отметит ресурс http://usaca.com/— это не что иное, как Ассоциация консолидаторов США. То есть, на сайте вы сможете найти небольшой список американских консолидаторов авиабилетов.

Теперь немного о “новшествах”, которые иногда вводят в ступор пользователей при выборе билета.
Предположим, человек ищет билеты и видит, что на билете нарисован логотип Аэрофлот — Российские авиалинии. Раскрывает полную информацию о билете и видит, что перелёт совершает вовсе не Аэрофлот, а компания Россия (авиакомпания). Сразу же человек впадает в ступор и не понимает, отчего так вдруг всё изменилось.

Нет, это не ошибка метапоиска или его агента. Это уже общепринятая практика, созданная, для того чтобы человек не пугался при получении билетов или посадки в самолет от того, что его везет совсем другая авиакомпания. Есть несколько типов перевозчиков, который должны быть указаны в любом поиске.

На самом деле там не так всё сложно, но надо запомнить три термина и в дальнейшем при телефонном звонке в колл-центр или письменном обращении или у стойки авиакомпании быть достаточно подкованным человеком.

Валидирующий перевозчик — перевозчик, чьим кодом подтверждается перевозка (что за коды, можно посмотреть здесь и очень много здесь), и которому, согласно отчету, поступят денежные средства от продажи авиаперевозки.

Оперативный перевозчик — перевозчик, выполняющий рейс по маршруту.

Маркетинговый перевозчик — перевозчик, заключивший на тех или иных коммерческих/технологических условиях договор с оперативным перевозчиком, о праве продаж под своим брендом мест на рейсе оперативного перевозчика.
Разумеется эти три термина не объясняют почему на билете стоит логотип одной авиакомпании, а в полной информации другой. Но это поможет не удивиться при оформлении билета.

Если вы увидели на сайте, что билет продается под логотипом Аэрофлот, а при оформлении Россия. Значит первая компания — валидирующий перевозчик, а вторая оперативный. Или, например, вы покупаете билет AIR1, а рейс объявляют на посадке совместно с рейсом AIR2, в таком случае AIR2 являлся маркетинговым перевозчиком. И это происходит часто.

Конец.

Поделиться
Отправить
Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное