Говнюк ли работодатель?! Или говнюк сотрудник?

Не могу сказать что работал в куче больших компаний, но в куче больших компаний бывал, видел офис, говорил с сотрудниками и делаю свои выводы. В общем если мы говорим про Москву/Питер, то сразу, IT-компания «должна» владеть всеми плюшками для своего сотрудника. Не-а, тут закралась главная ошибка. Давайте расскажу как я вижу ситуацию с плюхами.

Нормально работающий лифт

Сотрудник:
Например скорость передвижения лифта в БЦ или офисе оптимальна 0.8 метрам в секунду. Это чтобы быстро двигаться, никого не стошнило и не терять время на перекуры. Еще лифты должны ездить все по одной программе, кто рядом, тот должен ехать, а то хаос, на один этаж вызывают сразу 2-3-4-5-6 лифтов и потом все остальные мучаются.

Работодатель:
Лифты никак не относятся к юриcдикции работодателя, если только здание в котором находится компания, не принадлежит ему или построено с нуля. Тогда он может организовать работу лифтов как ему захочется и даже сделать это 100% правильно, вот только загвоздка, мало компаний которые владеют или построили здания в Москве/Питере и могут влиять на службу лифтов, настраивать оптимальную скорость перемещения лифта и так далее. Работодатель может только поделиться с управляющей компанией своими хотелками/пожеланиями и всё.

Я:
Каким бы ленивым я не был, но разумеется я хожу по ступенькам. Это помогает в период рабочего дня разумятся между сидением на кресле и встречами. Бывают дни когда очень лень-лень и я всё таки до победного этажа жду лифта. Так бывало в Rambler&Co, где из трех лифтов работало 2, причём 1 из 2 ломался очень часто и передвигался каждый лифт отдельно от другого. Еще ради интереса я посчитал сколько же лифт едет с 1го этажа на 2й и это было 12 секунд, что значит на 4й этаж, человек без остановок может добраться за 48 секунд. Пройти путь от 1го до 4го этажа по ступенькам он может где-то секунд за 70.

Так вот, в данном случае, я на стороне работодателя, ведь лифты относятся не к нему, а к владельцу здания и управляющей компании, а чтобы лифты стали ездить «вместе», потребуется переоборудование и деньги, на что владельцы пойтить не могут.

Завтраки в компании.

Сотрудник:
Много небольших компаний (коих даже спустя много лет называют стартапами) практикуют договорные отношения с кафешками рядом о нормальных скидках сотрудникам. Еще лучше если руководство компании сделало сразу в офисе столовку с холодильниками и прочим и всё это бесплатно. Ну а вообще жирррр когда еще и завтрака/обеды/ужины приезжают в компанию. Тогда вообще можно жить и работать в ней как у себя дома и экономить на жрачке с метро.

Работодатель:
В рамках ТКРФ ( вот ссылочка кто всё еще не знает ) работодатель не обязан давать бесплатную жрачку и какие-то льготы в общепите. В его обязанности входит укомплектовать вас рабочим местом, техникой и данными для работы. еще конечно же время на обед вам положено по закону. Всё остальное работодатель делает по своему желанию и тратит свои (не ваши) деньги на обеды, на скидки, на кофе и всё прочее что связано с вашим чревоугодием.

Я:
Завтраки — это круто. Да и еда в офисе — это круто. Помнится еще не избалованным я заходил в гости в старый офис Mail.ru и там на каждом этаже были столовки. В них были холодильники с Йогуртами, молочком и мороженным. На то время для меня это было вау как круто. В Aviasales каждое утро были фрукты, вода была всегда и в больших количествах. в Travelpayouts ребята по утрам пили фрешики и в холодильнике вода и кола. В Hotellok всё так же, кроме фрешиков. В том же Островке всегда есть еда в холодильниках, каждый день ребятам привозят всё свежее. В Rambler&Co было кофе, «королевская вода» и каждое утро появлялись печеньки или сухарики (сухарики ребят). Хочу сказать что за время работы в Рамблер, я ни разу не воспользовался «едой» в офисе. В какой-то момент в Рамблере пропала еда и начались погромы, митинги, протесты. На самом деле нет, все разбрелись по чатам и начали обсуждать какие плохие боссы, раз еду отобрали. В вопросе еды/хавтраков/обедов/ужинов я на стороне обеих «команд».

Если говорить о команде «управленцев» — они пошли правильным путем, иметь в офисе как минимум кофепоинт и место где можно отдельно от офиса перекусить это правильно. Начать делать (договариваться) скидки в обещепитах для сотрудников это правильно. Не расширять или не менять «рацион» своих сотрудников — это неправильно. Опять таки напомню, что сидеть и жевать с утра сухари в большой компании как-то не комильфо. Если уж начали делать, то попробуйте держать это на высоте, чтобы например в интервью ваши слова не расходились с реальностью, так как есть множество компаний где всё совпадает. И да, смысл разниц в коллективе (100 человек или 2000) сводится питанием к нулю, если вы готовы заложить расходы на 2000 человек, а не заложить расходы на 2000 как для 100.

Если говорить о команде «сотрудников» — отчасти команда «управленцев» предоставив плюшечки сразу дает понять сотруднику что тут будет всё хорошо и к сотрудникам относятся отлично. Но, наличие плюшек еще не говорит об их качестве. Поэтому часто люди читая вакансии видят пунктики «еда, кофе, плюшки, у нас очень атмосферно и так далее» представляют себе офис Google или AirBnB с Facebook, где компании тратят дохренища денег на сотрудников. Потом такие сотрудники с фантазией в голове приходят в офис и видят небольшой закуток или сухарики и такие «мдеееее»... Со временем их «мдеееее» всё больше растет и они начинают сравнивать свою компанию с Google или AirBnB с Facebook и понимают что это не сравнимые вещи. Так вот причина таких сравнений и недовольств в том, что сотрудник привыкает быть «облизанным», хотя по ТКРФ работодатель просто предоставляет время на обед, а не снабжает сотрудников едой и местом где её кушать. Но увы, многие сотрудники этого не понимают. Сначала они имеют плюхи, потом плюхи заканчиваются, а работодатель становится полным гавном из-за своего нежелания больше тратить денег на еду. Вот тут сотрудники не правы. Ваш обед — это ваш обед. То что сделал работодатель — это его инициатива и эту инициативу он может мгновенно прекратить и это будет вполне нормально.

Места для отдыха.

Одна из важных составляющих тем любого корпоративного чатика. Каждый сотрудник (ну почти каждый) говорит «оупенспейс это зло! Я тут не могу работать! Почему нет диванов или комнат где меня никто не тронет»

Сотрудник:
Разумеется во время собеседования в компании, добрые HR (некоторые называют их Эйджары) проводят человека по офису, показывают кофепоинты, переговорки, места отдыха (если они есть) и рассказывают о быте сотрудников. У многих IT-сотрудников уже есть понимание идеального офиса где есть всё что надо чтобы «жить в офисе». Например в том же QIWI на каждом этаже тихии комнаты где стоят кикеры, пару «спален» где можно поспать и душ. Во многих компаниях всё это должно быть, ведь кому не хочется в момент трудового дня, оторваться от работы и погонять в кикер или пинг-понг с коллегой, может быть сесть на диванчик, надев наушники и поработать в непроходном месте, где прийдется здороваться с каждым или отвечать на вопросы коллег, которые просто хотели пообщаться «за жизнь». Таких мест должно быть больше, я должен чувствовать что меня любят и понимают как я дорог компании. Хотя куда там этим начальникам понимать ведь у них отдельный кабинет и туда зайти просто так не получится.

Работодатель:
Не понимаю зачем этим ребятам места «отдыха» и «уединения». Мы им платим за работу, а не за их комфорт. Вон у Сереги в компании ребята сидят по стеночке и в центре кабинета много пустого места. Ребята подняв глаза сразу видят перед собой задачу — проломить стенку. Или например, зачем мне закупать нормальные диваны с бинбегами чтобы чьи-то жопы на них сидели и ничего не делали. Купим кресло (ну какое-нить) и стол, дадим монитор и пускай работают. Их наняли для этого, а не для того чтобы они расслаблялись в рабочее время.

Я:
Ситуация двоякая. Есть компании где все прелести «свободной» работы существуют, есть те компании где этого чутка но и компании где этого совсем нет и не требуется тоже имеются. Лично моё мнение, такие места в компании быть должны. Пускай это будет не приоритетом в создании хорошего офиса, но предусмотреть такие места надо. Именно благодаря неформальной обстановке во время работы, можно решить кучу конфликтных или рабочих ситуаций, где каждый может высказаться, а не бояться высказаться посреди оупенспейса, где о его болях услышит человек 50, из которых всего 5-10 будут связаны с болями на прямую. В результате через пол годика работы в положении «у стола» и обсуждении «где все ходят» работоспособность сотрудника превращается в тыковку. Потом начинает случаться ситуация «а-ля босы гавно, на нас смотрят с высока, о нас не думают». кому это надо? Никому? Поэтому всё чаще в офисах и даже не в IT я вижу специально созданные помещения для неформальной работы или места «для подумать». Конечно же такие места работодателю обходятся как мёртвые — ведь на этих площадях можно было бы посадить 20-40-60 человек и они бы работали. Вот только нужны ли те 20-40-60 человек, если у сотрудников есть такие места и они могут «отдохнуть» во время работы и продолжить её с новыми силами в течении дня-недели-месяца.

Техника для сотрудника.

Тоже хорошая тема, особенно для IT. Каждый кто хотя бы начал работать в IT и идёт в компанию, считает что компания должна ему купить макбук за 200К+ или ноут на винде/линуксе на котором можно запускать космические корабли в космос (ведь игрушкам тоже время).  В общем идет человек в компанию, а они мне говорят у нас для вас макбук 2013 года и вот на нем надо работать, со временем выдадим новый макбук. Или мы вам закупаем новый макбук который вам требуется, надо согласовать с руководством и он у вас будет. Или у компании нет собственной техники — работайте на своей.

Сотрудник:
Все три варианта для сотрудника должны быть естественными, хотя третий вариант вызывает жуткий приступ рвоты и недопонимания, ведь он идёт работать на кого-то и зачем-то будет делать это на своём компуторе! Тут чо то не чисто! Они меня кинут! Они жмоты! Хм... Я отработал по принципу «своя машина» в Aviasales почти 2 года и знаю ребята которые так работают 5 лет. Схема простая, приезжаешь на Пхукет, можешь работать на своём компе, а можешь купить топовый, компания тебе выделит деньги, но с условиями что каждый месяц в течении года у тебя будет высчитываться сумма чтобы к концу 12го месяца ты выплатил весь займ. По  мнеэто идеальная схема. Сейчас я пишу именно с того компутера который купил благодаря Avisales и он верой и правдой служит мне уже 3 года. И да, через год он стал целиком моим и я на нем продолжал работать.

Но есть ряд сотрудников которые приходя в офис просят топовый компутер, непонимания зачем он им, но можно же, ведь HR говорили «техника на ваш выбор»... Ну да, вот только после того как сотрудник не пройдёт испытательный срок или уйдет через какое-то время, его техника пойдёт в работу другому сотруднику, а тот может быть не доволен, ведь не новый. И так происходит круговорот техники в компаниях. Кому-то это нравится, кому-то нет, но все так живут.

Работодатель:
Каждую закупку техники, требуется изучить. действительно ли нужен новый компутер или можно пользоваться старым. Каждая заявка на что-то из техники тоже должна быть согласована, ведь если дизайнер захотел планшет для рисования самый крутой в мире, мы должны понимать что он отработает у нас еще 5 лет, только тогда этот планшет отобьет себя и мы не можем его просто так списать, нас не поймут. Мы не можем закупать много техники по прихотям сотрудников которым мы платим за работу на нас, сначала они должны показать себя или как минимум пройти испытательный, а то просрём деньги. Покупаем всё что надо! Мы стартап! У нас всё лучшее, нам надо как-то хантить людей!

На самом деле, работодатель всегда старается экономить на всём, что связано с работой. Это — мебель, техника, еда, спорт, парковки, скидки и много чего еще. У каждого работодателя свой минимум на эти расходы. Кому то тратить 1 000 000 долларов в месяц не проблема, а кому то и 100 000 много. Я знаю компанию где работает 30 человек и в месяц им выделяют по 35 000 рублей на продукты. Понятно что это немного не айс, но они работают, потому что работа нужна и не в приоритете у них еда. Надо было это написать в пункт про еду, ну да ладно.

Я:
К технике я отношусь достаточно просто. Если компания способна мне дать нормальный компутер, я буду на нем работать. Если не способна, я буду работать на своём. Но и в том и в другом случае, все настройки безопасности будут моими. На корпоративных ноутбуках я отключаю доступы внешним админам и настраиваю всё как мне удобно, ведь работать на компе буду я, а не начальник или админы. В последнее время я больше работаю на своём компе, так проще, ведь всё уже настроено, я знаю как и что по хоткеям и мне абсолютно без разницы что у кого-то топовый компутер этого года. Мой меня целиком устраивает. Поэтому оценить ситуацию с техникой я полноценно не могу. Для меня все варианты ок.

Разумеется хотелось бы сразу рассказать о таких пунктах как «Тимбилдинг и корпоративы», «Удаленная работа хотя бы иногда», «Переработки и премии», «Код должен работать, а не зарабатывать», но думаю что эти темы и еще ряд других уже будут в следующем посте.

Как сказал один мой товарищ — разбивай материал по частям, так будет интересней и не надо будет долго читать. Хотя читать долго уже получилось. Следующий пост — это продолжение.

PS. простите за опечатки

Поделиться
Отправить
Запинить
Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное